-
Игорь Леонидович, приморцы, владеющие помещениями в многоквартирных домах, уже
год получают квитанции за капитальный ремонт. И, как вы недавно докладывали на
заседании администрации края, более 80 процентов из них исправно квитанции
оплачивают. Что уже сделано на собранные средства?
- Необходимо сразу отметить, что
говорить мы будем только о тех домах, собственники которых выбрали так
называемых «метод общего котла». Таких – более 90 процентов.
В 2015 году краевой программой
предусмотрено проведение капитального ремонта 309 многоквартирных домов. Из
них в 17 домах собственники формируют фонд капитального ремонта на специальных
счетах, и выполняют капитальный ремонт самостоятельно. Еще по 11 домам
исполнителями региональной программы являются органы местного самоуправления
Артема и Владивостока (по решению суда).
То есть региональный
оператор в 2015 году проводит капитальный ремонт 281 многоквартирного дома.
Отмечу, что ремонты,
за исключением случаев, когда есть судебное решение, проводятся исключительно
на средства собственников.
В настоящее время комиссией
принято более 150 многоквартирных домов. Сказать точнее не могу, так как цифра
постоянно меняется, ежедневно наши специалисты выезжают на новые объекты.
Полностью завершен
капитальный ремонт многоквартирных домов в 14 муниципальных образованиях
края: Партизанском, Находкинском,
Дальнегорском, Лесозаводском, Дальнереченском, Спасском городских округах,
Кавалеровском, Горноключевском, Лучегорском, Новошахтинском, Славянском
городских поселениях; Хвалынском, Черниговском, Пограничном сельских
поселениях.
- Многие жители края интересуются – насколько качественно
проводятся ремонты?
- В 2014 году из
бюджетов разного уровня были выделены средства, на которые региональный
оператор провёл капитальный ремонт 149 многоквартирных домов. Тот год для нас
стал пилотным – наши специалисты проверяли проектно-сметную документацию,
отбирали подрядчиков и осуществляли технический надзор за работами. Параллельно
исправляли и анализировали ошибки, разрабатывали типовые строительные решения.
Так вот, ни одной
претензии от жителей отремонтированных домов в Фонд не поступало. А тот опыт,
который мы приобрели, помог нам оптимизировать нашу работу на всех стадиях.
Например, при выборе подрядчиков. Капитальный ремонт – очень сложный процесс,
требующий квалификации и ответственного подхода. А потому фирмам-однодневкам в
этой сфере не место. Мы разработали многоступенчатый порядок отбора строителей,
который учитывает производственный и
кадровый потенциал компании, опыт работы в подобных проектах, обязательное
участие в государственных и муниципальных проектах.
Фонд капитального
ремонта – одна из немногих организаций, которая не платит строителям авансы.
Средства перечисляются только после того, как весь контракт исполнен и подписан
акт приёмки выполненных работ. Это автоматически отсеивает недобросовестных
подрядчиков.
Специалисты отдела
технадзора Фонда контролируют качество работ весь период, с момента, когда
подрядчик начинает приобретать и завозить на объект стройматериалы.
В этом процессе им
помогают и жильцы ремонтируемых домов. Особенно интересно работать, когда такой
общественный представитель имеет профильное образование и может аргументировано
спорить со строителями.
Бывает наоборот,
граждане предъявляют необоснованные претензии к строителям, и с ними проводится
разъяснительная работа.
Приёмка домов
проводится очень тщательно. Проверяется буквально всё. Например, был интересный
случай в Черниговке, где мы ремонтировали мягкую кровлю пятиэтажки.
Собственники отказывались подписывать акт приёмки, пока качество работ не проверит
дождь, а погода в этот период стояла безоблачная. Подрядчик, чтобы быстрее
сдать объект, даже собирался арендовать пожарную машину и пролить крышу с
брандспойта. Однако до этого не дошло – дождь всё-таки прошёл, новая кровля
показала себя отлично, акт был подписан.
Также подрядчики дают
пятилетнюю гарантию на свои работы.
- Много вопросов, касающихся того, как передвинуть дом на
более ранний срок. Понятно, что каждый хочет получить ремонт как можно скорее,
а в один момент отремонтировать 12 тысяч домов невозможно. И тем не менее, если
случай действительно вопиющий и дом необходимо спасать, что делать?
- Напомню, что Фонд
является исполнителем программы капремонта. Формируется же она департаментом
градостроительства Приморского края на основании данных, предоставленных
муниципалитетами.
У местных властей
тоже не всегда есть корректные данные о техническом состоянии дома, ведь эта
работа не велась несколько десятилетий. Отсюда и ситуации, когда менее
изношенный дом ремонтируется раньше соседского, и возникающие из-за этого
споры.
Механизм переноса
сроков простой: жильцы должны потребовать от своей управляющей компании
проведения акта осмотра дома, который зафиксирует степень изношенности
конструктивных элементов. С этим документом необходимо обращаться в органы
местного самоуправления, чтобы те обращались с соответствующим предложением в
департамент.
Если дом совсем в
плохом состоянии, есть смысл признать его аварийным и получить квартиру в новом
доме.
- Владимир Подкорытов спрашивает: Планируется ли
заключение договоров с каждым физическим лицом, от которого вы планируете
получать денежные средства на капитальный ремонт? И как Вы объясните то, что
хотите получать денежные средства за еще не оказанные услуги?
- Честно говоря, я
думал, что эта тема уже исчерпана. Разъяснения по данным вопросам давались
неоднократно.
Действующее
законодательство не связывает возникновение обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт с
заключением договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации
проведения капитального ремонта. Обязанность собственников по уплате взносов на
капремонт возникает на основании прямого указания закона – часть 1 статьи 169
Жилищного кодекса РФ. Если вы, как собственник, не хотите перечислять
обязательный взнос региональному оператору, принимайте решение собственников
вашего дома о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте.
Что касается второго
вопроса, региональный оператор не оказывает услуги собственникам помещений, а
обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном
доме, собственники которого формируют фонд капитального ремонта на счёте
регионального оператора в соответствии с региональной программой. Взносы,
оплачиваемые собственниками, не являются оплатой за оказанные услуги по
проведению капремонта, а представляют собой денежные средства собственника,
находящиеся на специальном счёте, за счёт которых впоследствии будет
произведено финансирование капитального ремонта.
- Вопрос от Анны: Мы получили квартиру по программе
переселения из ветхого жилья. Дом был построен и сдан в конце 2014 года!
Получили письмо об оплате капитального ремонта. На основании какого
закона мы должны платить за капитальный ремонт нового дома, который
функционирует год?
- На основании Жилищного кодекса РФ взносы за капитальный
ремонт обязаны оплачивать все собственники помещений в домах, включённых в
региональную программу.
В программу не включаются только дома, признанные аварийными
и дома, не являющиеся многоквартирными (менее трёх квартир).
Обращаю внимание Анны, что смысл обязательных взносов – в
течение нескольких лет накопить средства на проведение ремонта элементов дома.
В противном случае через несколько лет придётся выделять для этого «круглую»
сумму. Либо несколько лет незначительные платежи, либо потом, но много и сразу.
- Вопрос от Веры Ревковской: почему не всегда читается
терминалом штрихкод на квитанции?
- Сообщите
пожалуйста, терминал какого банка не читает штрих-код. Потому что год назад мы
активно занимались этим вопросом с ведущими организациями, принимающими платежи
населения, и проблем с этим давно нет.
А ещё рекомендуем
всем, кто пользуется интернетом, создать себе «личный кабинет». Здесь вы
сможете совершать платежи онлайн, а также видеть информацию по своему дому –
дату проведения капитального ремонта, сколько собрано средств и так далее.
- По прежнему есть жалобы на то, что в Фонд сложно
дозвониться.
- Действительно,
звонков много. Но есть и другие возможности обратиться к нашим специалистам.
Например, задать вопрос на сайте – опция «обратная связь» есть в разделе «контакты». Также задавать вопросы могут пользователи
«личного кабинета». Можно просто прислать вопрос по электронной почте – info@fkr25.ru.